Курить запрещается, а рекламировать разрешается
Начало 2013г. было ознаменовано принятием Госдумой закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма», который вступил в силу с 01.06.2013г. Согласно этому закону, компании, выпускающие сигареты не имеют права проводить рекламные кампании, спонсировать какие-либо мероприятия или организации. Следующим летом нельзя будет курить в общественных местах, а приобретать табачные изделия можно будет только в торговых точках по прейскуранту.
Помимо этого закона, депутатами были разработаны поправки к закону «О рекламе», в которых говорится об абсолютном запрете рекламы сигарет в СМИ и интернете. Изначально предполагалось, что такой запрет вступит в силу с 01.06.2013г, однако на конец мая поправки депутатами были приняты только в первом чтении. Сергей Железняк, являющийся зампредом Госдумы, дал обещание, что во втором и третьем чтении законопроект будет принят до середины июля, т.е. производителям табака и СМИ дали отсрочку на полтора месяца. Однако по окончании весенней сессии выяснилось, что поправки так и не были приняты.
В своем интервью «Российской газете» Владмир Плигин, занимающий должность председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (орган, ответственный за законопроект), заявил, что поправки примутся осенью и вступят в силу с 01.10.2013г. Он пояснил, что никакой задержки принятия законопроекта не произошло, работы над такими текстами долгая, это норма в законодательстве.
Ожидая запрет на рекламные кампании, производители табака прошлой весной значительно расширили рекламный бюджет. По информации из «Видео интернешнл», табачными компаниями в 1-ом квартале на рекламу в прессе было потрачено 268 млн. рублей, что на 92% превышает аналогичные затраты прошлого года (информация по 2-му кварталу пока отсутствует). Доля рекламы табачных изделий в прибыли СМИ от рекламы увеличилась практически на 5%. Табачными компаниями за первые пять месяцев за рекламу в СМИ была потрачена сумма размером прежнего годового бюджета, такие данные привел Владислав Гемст, занимающий должность заместителя гендиректора издательского дома «Комсомольская правда»
После того, как выяснилось, что запрет временно откладывается, Федеральной антимонопольной службой было дано особое пояснение, что пока поправки не будут приняты, рекламные кампании табачных изделий могут проходить в обычном режиме.
Однако, печатные издания еще весной усомнились, что у них получится использовать образовавшуюся отсрочку. Табачные компании скорее всего не смогут быстро внести изменения в бюджеты, для выделения денег на рекламу сигарет в июне. Издатели печатной прессы пояснили, что производители сигарет планируют затраты на рекламу за долгое время.
А вот прогнозы интернет-компаний были более радужны, они считали, что табачные компании быстро примут меры. Тем не менее, табачники размещали в печатных изделиях рекламу, но в небольшом количестве, такие данные были предоставлены Инной Овчаровой, заместителем объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP», поэтому пресса из-за отсрочки поправок не испытала значительных изменений. Стоит ли ждать возвращения табачных компаний в СМИ, после того, как они узнают о переносе запрета до 01.10.2013г, Овчарова определенно сказать не может.
Гемст согласен с тем, что производители табачных изделий в первой половине лета в печатной прессе не отличились, но он надеется, что ситуация изменится. Представители «Комсомольской правды» сегодня согласовывает размещение рекламы табака осенью.
Что качается интернета, то здесь табачники вели себя активно. Гендиректор агентства AdWatch Isobar Андрей Чернышов заявил, что компания Philip Morris размещала свою рекламу в сети в первой половине лета очень активно: средства, потраченные на рекламную кампанию с апреля значительно превышаются затраты соответствующего периода прошлого года.
Доля рекламы табачных изделий весной прошлого года составила 1-2% от всей рекламы в сети, пояснил Чернышов. Представители производителей табака не смогли дать конкретных ответов на вопросы, заданные им «Ведомостями». Только Александр Лютый, занимающий должность директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» прокомментировал, что вступление поправок в силу с 01.10.2013 – это более реальная дата для их выполнения.
Поскольку запрет касается не только рекламы в прессе, но и объявлений в розничных магазинах, то трудно представить, что в десятках тысяч торговых точек, занимающихся продажей сигарет, смогут убрать все рекламные материалы в месячный срок. Лютый также пояснил, что потребуется время для того, чтобы переоформить договора с розничными сетями.